Советы учителя - логопеда

Какие бывают нарушения развития речи

 

Специалисты выделяют задержку развития речи и нарушения развития речи. Это разные вещи, однако у ребенка может встречаться и то, и другое. Если у ребенка наблюдается задержка развития речи, то с этой проблемой работают психолог, невропатолог и участковый терапевт, иногда логопед. К сожалению, не все логопеды работают с детьми до 3—4 лет, но есть и такие, которые занимаются с детьми от рождения, если есть подозрения на проблемы с речью. С нарушения­ми речи в основном работают логопеды и иногда, по необходимости, невропатоло­ги.

Выделяют следующие виды нарушений:

  • дислалия — нарушения звукопроизношения при нормальном слухе и нормальном речевом аппарате;
  • ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, которые обусловлены анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата;
  • дизартрия — нарушения произносительной стороны речи, связанные с недостаточностью иннервации речевого аппарата, т. е. когда ребенок гово­рит, как будто у него во рту каша;
  • нарушения голоса — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Нарушения голоса могут быть связаны с различными заболеваниями гортани;
  • брадилалия (сильно замедленная речь) и тахилалия (ускоренная речь) — это нарушения тем­па речи. И то, и другое нарушение может встречаться как самостоятельно, так и в Сово­купности соматических, неврологических и психических заболеваний;
  • заикание — нарушение темпо-ритмической ор­ганизации речи, которое связано с судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Часто на­блюдается у детей от двух до четырех лет. Это заболевание является распространенным, им страдает приблизительно 1 % населения. Заи­кание у детей может спровоцировать испуг, уг­рожающая ситуация или боль. Но не всегда испуганный ребенок начинает заикаться. Факторами, которые способствуют развитию этого заболевания, являются:

1)невропатическая отягощенностъ родителей;

2)мало положительных эмоциональных контактов между родителями и
ребенком;

  1. поражение головного мозга (родовые травмы и пр.);
  2. физическая ослабленностъ;
  3. «нервность» ребенка;
  4. недостаточность развития мелкой моторики рук;
  5. ускоренное развитие речи;
  • алалия — отсутствие или недоразвитие речи из-за поражения речевых зон коры головного мозга еще во внутриутробном периоде развития ре­бенка;
  • афазия — полная или частичная утрата речи, связанная с локальными поражениями головного мозга. Причинами могут стать нарушение мозго­вого кровообращения, травмы, инфекционные заболевания и т. д.

 

 

Когда следует волноваться?

Развитие речи ребенка — это один из самых важных вопросов, который вол­нует родителей. Принято считать, что развитие речи — это показатель умствен­ного развития ребенка. Однако это не совсем верно, поскольку наблюдается об­ратная тенденция, если у ребенка наблюдается задержка речи, то замедляются навыки обучения и общения.

В большинстве случаев в начале второго года жизни или через несколько ме­сяцев наступает, так называемый, «взрыв» развития речи. До двух лет ребенок как бы накапливает информацию об окружающем мире, поэтому к тому моменту, когда ребенок начинает говорить, у него уже достаточно хорошо развиты клетки мозга, мышцы речевого аппарата. Но бывает и так, что развитие речи ребенка за­паздывает.

 

Причин задержки речи может быть несколько.

1. Слабый мышечный тонус лица или плохо развитые мускулы рта. Опреде­ляется следующим образом: если ребенок роняет пищу изо рта, дышит ртом, мало и невнятно говорит, значит, у него плохо развиты мышцы рта и губ. Причи­ной слабого мышечного тонуса может послужить то, что ребенка рано отняли от груди. Укрепить ротовые мышцы можно несложными упражнениями. Например, дудеть и свистеть, дуть на перышко, выдувать мыльные пузыри, т. е. выполнять такие упражнения, где нужно с напряжением сводить губы вместе. А так же чаще предлагать ребенку пить сок через трубочку, как можно сильнее втягивая щеки; имитировать звуки животных, птиц, поезда, машины и т. д.

К сожалению, в боль­шинстве случаев про­блемы со слухом у детей обнаруживаются позд­но. От начала ухудше­ния слуха до того, как это станет заметно, мо­жет пройти достаточно много времени.

2. Слабая концентрация слухового внимания. Ребенок не слышит фоновых шумов, т. е. тех, что раздаются на заднем плане, не понимает обращен­ные к нему длинные фразы. В этом случае нужно стараться обращать внимание ребенка на каждый звук и слово, чаще читать ему вслух, показывать предметы, которые его окружают, и называть их. Так же рекомендуется проговаривать все совер­шаемые действия, слова нужно произносить несколько раз.

 

3. Проблемы со слухом. Плохо развитый слух ребенка может неблагоприятно сказаться на умственном развитии малыша. Здесь важно вовремя диагностиро­вать недостаточный слух, в противном случае можно потерять время для стиму­ляции слуховых проходов, ведущих к слуховым центрам мозга.

 

Существует несколько признаков, благодаря которым можно установить, что у ребенка имеются проблемы со слухом.

  1. Если новорожденный ребенок не вздрагивает при хлопке руками в 1—2 м от него и не успокаивается при звуке голоса матери.
  2. Если в 3—4 месяца ребенок не отвечает на улыбку взрослого, т. е не улыба­ется.
  3. Если в 7 месяцев ребенок не лопочет и не повторяет простые звуки.
  4. Если в 7—12 месяцев он не поворачивает голову на знакомые звуки и не по­дает голос в ответ на обращенную к нему речь.

 

Когда нужно начинать беспокоиться?

1.Если в словарном запасе ребенка менее 20 слов, и он не может комбинировать их между собой. «Слово» в данном случае обозначает не полноценные слова, а скорее принадлежность одного звука одному объекту. Так звук [ба] всегда означает «бабушка».

2.Ребенок произносит слова невнятно, и понять можно только половину из них.

  1. Ребенок не взаимодействует с другими детьми, не вступает в игру.
  2. Если ребенок не понимает или не может ответить на простые вопросы.

5.Ребенок не узнает и не называет простые предметы, не может назвать некоторых членов семьи.

Если у двухлетнего ребенка обнаружен один или несколько признаков, нуж­но обязательно, не откладывая, обратиться к педиатру, который проверит слух малыша. Нарушения слуха могут возникнуть после перенесенной ушной инфек­ции, что может значительно затормозить развитие речи.

Если со слухом все нормально, то врач может предположить, что у ребенка наблюдается незначительное отставание в развитии. В этом случае он предло­жит понаблюдать за малышом в течение 6 месяцев или года. За это время родители должны помочь ребенку развить навыки, ведь даже если малыш занимается с логопедом, упражнения дома могут оказать существенную помощь.

Следует помнить о том, что у мальчиков в отличие от девочек речевое разви­тие может запаздывать, также у мальчиков гораздо чаще наблюдаются наруше­ния речевого развития и слуха.

 

 

Важно помнить

  1. Ребенок не глупее взрослого. Он может обидеться или посмотреть с недо­умением.
  2. Объясните малышу, что если он хочет рассказать о том. что происходило, ему обязательно необходимо употреблять слова, так как жестами тут не обой­тись. Это упражнение очень полезно для детей, которых легко понимают в семье, а потому они «ленятся» говорить.
  3. Важно развивать мелкую моторику ребенка. Он должен больше лепить, рисовать, нанизывать бусины и пуговицы на нитку, складывать пазлы, так как речевой центр и центр тонкой моторики находятся рядом.

В заключение следует сказать, что родители не должны легкомысленно от­носиться к задержке развития речи у ребенка. Несмотря на индивидуальные осо­бенности, есть определенные нормы, отклонения от которых могут стать поводом для начала серьезной работы. А чем раньше она будет начата, тем лучше будут результаты. Согласно статистике, если к 5 годам речь ребенка развита хуже, чем у сверстников, то в 80% случаев это отставание проявится и в школе, что будет мешать нормальному обучению письму и чтению, а в дальнейшем отразится на успеваемости по всем школьным предметам.